Переработка мусора с точки зрения выгоды для инвесторов (Часть 1)

Украина уже давно взяла ориентир на европейский уровень жизни и наше правительство предпринимает массу шагов для вступления в ЕС. Однако для того, чтобы стать членом Европейского Союза, нашей стране предстоит еще много пройти, в том числе должно кардинально измениться отношение к отходам.

Согласно Директивам ЕС, требование относительно обращения с отходами в нашей стране должно быть направлено на минимизацию захоронений ТБО на полигонах и значительное увеличение объемов переработки вторичного сырья.

Ориентируясь на успешный опыт европейских стран, правительство Украины приняло в 2017 г Национальную стратегию по управлению отходами, где указано, что объемы ТБО на территории мусорных полигонов должны уменьшиться с 2016г по 2023г с 95% до 60% соответственно, а с 2023г до 2030г до 30%. Однако, уже подводя итоги 2017 и 2018 гг, становится понятным, что таких темпов нам пока на удается достичь, и причиной тому неприбыльность для инвесторов данной ниши.

О чем говорит зарубежный опыт

Такие страны как: Норвегия, Дания, Швеция, Нидерланды довели сферу обращения с отходами до максимальной эффективности, в связи с чем, им удалось практически полностью расчистить свои земли от мусорных залежей. Сегодня на полигоны этих стран поступает порядка 5% отходов, которые нельзя переработать, остальное идет на вторичное использование и превращается в энергию, вторичный ресурс, тепло, стройматериалы.

В качестве сравнения, украинские свалки до сих пор продолжают принимать порядка 90-93% ТБО, даже несмотря на то, что в 2018 г был принят Закон “Про отходы”, который запрещает захоронение непереработанного мусора.

Ситуация в Украине

Такой большой процент отходов поступающих на полигоны связан с тем, что они никому не нужны, так как не представляют собой никакого товарного интереса. Из всего количества выгружаемых на полигоны ТБО, только около 5% могут принять наши пункты приема вторсырья.

Как показано в данных Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ:

  • в Украине переполнены 4,2% от всех полигонов ТБО;
  • несоответствие нормам экологической безопасности наблюдается у 16%;
  • 30% полигонов не имеет необходимых для осуществления деятельности документов;
  • примерно ¼ населения нашей страны пользуется стихийными свалками, так как не имеет в своем населенном пункте услуг по вывозу мусора;
  • каждый год в нашей стране возникает порядка 26тыс. стихийных свалок.

Чтобы начать решать этот вопрос, необходимо строить новые полигоны, которые будут соответствовать экологическим требованиям, и возводить мусороперерабатывающие комплексы, однако местные бюджеты не могут найти у себя такие деньги.

В Законе Украины “Про жилищно-коммунальные услуги” говорится о том, что население страны должно оплачивать не только вывоз и захоронение отходов на полигонах, но также их переработку. Однако местными властями пока что этот закон не приводится в действие, так как это потянет за собой значительное увеличение тарифов, что не по карману большинству украинцев.

В этом случае, как считают большинство участников сферы обращения с отходами, правильнее было бы не взимать суммы за переработку с потребителей, а ввести в законодательство нормы, которые бы расширили ответственность производителей тары и упаковочного материала. Тогда процент за утилизацию и переработку отходов, будет высчитываться как экологический налог именно с производителей.

Возникающие сложности

Опыт европейских государств показывает украинцам рабочий механизм сферы обращения с отходами, который предполагает раздельный сбор мусора на бытовом уровне. Стоит отметить, что данный механизм медленно, но уверенно начинает действовать и у нас в стране, в подтверждение чему Минрегион предоставляет данные об ежегодном увеличении процента раздельного сбора мусора.

И хотя на данный момент в нашей стране нет повсеместной тенденции разделения отходов, все чаще на предприятиях, в офисах и даже в частном порядке можно встретить разноцветные контейнеры, куда украинцы могут выбрасывать отходы по фракциям (стекло, бумага, пластик).

Отдельные эксперты не разделяют общего восторга и считают, что общественное использование таких контейнеров для перерабатывающих предприятий — это малоэффективно, так как:

  • мусор в большинстве случаев сортируется лицами без определенного места жительства и сдается в ближайшие пункты приема;
  • нет гарантий того, что люди будут сознательно подходить к данному вопросу и выбрасывать в контейнеры именно те отходы, для которых они предназначены.

По мнению одного из руководителей мусорного полигона в Киеве, даже Германия не достигла на данный момент эффективного выполнения требований по раздельному сбору отходов. И сегодня немцы собирают раздельно не более 35% вторичного сырья, а все остальное отправляется в общие контейнеры. Также он считает, что организация раздельного сбора отходов не принесет ожидаемой выгоды, потому как стоимость вторсырья, которую готовы заплатить перерабатывающие предприятия Украины, далека от того, чтобы покрыть все расходы по организации его сбора и вывоза.

 

Цены на вторичное сырье (пункты приема “Киевгорвторресурсы”)
Бумажные отходы (макулатура)1 грн/кг
Полимерные отходы (ПЭТ)3грн/кг
Бой стекла0,5грн/кг
Жестяные банки0,16грн/шт

 

Экологи в свою очередь считают, что современная масса ТБО может содержать в своем объеме около 40% ценных ресурсов. Однако сбор отходов в общие мусорные контейнеры значительно снижает этот процент за счет того, что вторсырье пачкается и количество потенциально ценных материалов уменьшается до 5-10%.

При этом, даже если население страны начнет ответственно подходить к раздельному сбору отходов, их все равно необходимо повторно сортировать на предприятиях по переработке. Такие сложности связаны с тем, что некоторые ресурсы, например, стекло и пластик, требуют разделения по цвету, бумага по качеству, металлические отходы по видам сплава. Также стоит сказать, что далеко не все полимеры можно перерабатывать. Если взять 1000 разных видов упаковки и тары, то только от 20 до 40 единиц из общего количества подлежат переработке.

Из-за недостатка вторсырья, украинские перерабатывающие предприятия вынуждены закупать необходимые отходы у заграничных партнеров.

В качестве примера можно взять информацию, предоставленную предприятием “Украторма”.

  • В 2018 г. у российских предприятий было закуплено 202,2 тыс тонн макулатуры, а всего было куплено у зарубежных предприятий 392,3 тыс тонн;
  • У польских предприятий нашей страной было закуплено 17,4 тыс. тонн полимерного сырья, а всего 53,4 тыс. тонн;
  • У белорусских предприятий Украина купила 24,1 тыс. тонн стеклобоя, а в общем 32,5 тыс. тонн.

Представители экологических организаций также имеют свой взгляд на счет проблемы вторичного сырья и отходов в нашей стране. По их мнению, отсутствие платы за переработку упаковки как населением, так и производителями, приводит к тому, что для бизнеса организовать сбор и дальнейшую утилизацию/переработку вторичного сырья, обходится на порядок дороже, чем таким же бизнесменам в Европе. А происходит это, главным образом потому, что стоимость переработки уже заложена в стоимость самого товара. В итоге получается, что себестоимость украинского вторичного сырья  выше, чем цены на аналогичный европейский “товар”.

Если сейчас повысить цены на вторсырье, заложив стоимость на начальном уровне, то импортные ресурсы станут еще более выгодными. Но понижение себестоимости также будет невыгодным, в этом случае для населения, которое откажется его сдавать в пункты переработки.

Схема работы

  • 1
    Вы подаете заявку на сдачу отходов
  • 2
    Мы уточняем объем поставки, качество и состояние материалов, а также стоимость
  • 3
    Вы привозите отходы к нам либо мы отправляем к вам нашу машину
  • 4
    Вы получаете ваши деньги, а мы отправляем отходы в переработку

Заявка на покупку

Точная оценка ваших отходов возможна только при предоставлении фото
  • Принятые типы файлов: jpg, jpeg, gif, png.